В конце января представители ведущих страховых компаний РК провели пресс-конференцию, в ходе которой ознакомили общественность с итогами деятельности в 2019 году, обозначив точки роста отрасли, а также определив приоритеты и ориентиры для работы в 2020 году.
По итогам минувшего года страховой рынок Казахстана собрал 509 миллиардов тенге. Это на 32% больше, чем принес год 2018-й. В автокаско прирост составил 31%, по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств – 28%.
Выплаты компании в 2019 году составили 83 миллиарда тенге. Это на 17% превысило показатель 2018 года. По самому массовому виду страхования – гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ГПО ВТС) количество выплат в 2019 году выросло до 74 914, в то время как в 2018 году их было зарегистрировано 59 835. Средняя сумма выплат при этом выросла с 368 тысяч до 396 тысяч тенге, то есть на 8%.
Представители страховых компаний полагают, что закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» давно перестал адекватно оценивать страховые риски, так как тарифы в нем не менялись с 2007 года. Вместе с тем современные автомобили становятся все дороже в обслуживании и ремонте, да и цены запчастей для сильно подержанных машин все это время только росли.
Сейчас актуарии просчитывают различные сценарии, начиная с того, чтобы изменить лимиты по возмещению ущерба (рассматриваемые варианты – от 600 до 2000 МРП), до пересмотра лимита в возмещении вреда, нанесенного жизни и здоровью участников дорожного движения (варианты – от 3 до 5 тысяч МРП). Следующий момент – отмена учета амортизации транспортного средства при расчете страховой выплаты. Идея данной новации в том, чтобы страховка покрывала стоимость новых запасных частей. Сейчас страховые суммы рассчитываются с учетом износа детали, и это вызывает недовольство автовладельцев. Помимо этого актуарии рассматривают возможность введения так называемого европротокола, то есть расширение возможностей решить вопрос мелких убытков сразу на месте, без вызова дорожной полиции.
После расчетов, которые делаются с помощью статистики, полученной из единой страховой базы данных, из данных Национального банка и Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, будет собран продукт, состоящий из различных опций и, по замыслу разработчиков, удовлетворяющий интересы обеих сторон – и страховщиков, и клиентов. В контексте этих расчетов будет рассматриваться и возможность дифференцированного подхода к страхованию жителей мегаполиса и тех, кто въезжает в город на короткое время из области.
Изменения тарифов в ближайшее время ждать не приходится, так как весь 2020 год, по заверению представителей руководства АО «Страховая компания «Коммеск-Өмір», уйдет на расчеты. Работа эта требует немало времени, так как будут анализироваться договоры страхования, убытки и выплаты по ним за предыдущие 5 лет, огромный массив данных. После этого должно состояться обсуждение предлагаемых изменений, в том числе и с участием парламентариев страны. Предполагается, что изменения будут внесены в закон в 2021 году.
Минувший год для компании был примечателен и тем, что в нем состоялась проверка жизнеспособности онлайн-страхования, осуществленная на самом популярном продукте – страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. Электронный полис прижился успешно, с ним стало удобнее и автовладельцам, и инспекторам дорожной службы. Активнее всего интернет-продажи страховых услуг осваивают жители Алматы, им принадлежит 78% от доли этого рынка. С большим отставанием за ними идут астанчане, за которыми закрепилось лишь 13%. На третьем месте с результатом 1,5% расположились жители сразу двух городов – Шымкента и Костаная.
Говоря о проблемах в отрасли, председатель правления АО «Страховая компания «Коммеск-Өмір» и АО «Компания по страхованию жизни «Сентрас Коммеск Life» Олег Ханин отметил рост числа мошеннических действий при недостаточности инструментов оперативного законного противодействия. Нередко, подозревая мошенничество, страховщики все же вынуждены выплачивать деньги, так как законодательством предусмотрен жесткий временной регламент возмещения ущерба и выйти за эти рамки страховая компания не может. Чтобы преодолеть такое «неравенство сил», предлагается включить страховщиков в качестве участника в административное и уголовное право РК. Помимо этого предлагается предусмотреть в законе «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» или в законе «О страховой деятельности» возможность расследования страховщиками подозрительных случаев.
Комментируя действия недобросовестных клиентов страховых компаний, Олег Ханин упомянул, что мошеннические схемы составляют 15–17% от сомнительных случаев по всему рынку страхования. Страховщикам же доказывать мошенничество сложно, имея на все про все 15 дней. Это притом, что и конкуренция подгоняет, заставляет выплачивать страховку все быстрее.
Актуален в страховании и вопрос так называемых «помогаек». Эти ловкие люди особенно интересуются выплатами крупных страховых сумм, когда дело касается, например, смерти потерпевших. Там вознаграждение «помогайке» доходит иногда до половины суммы страховки. Представители страховщиков называют подобное подрывом социальной роли института страхования. И для борьбы с ловчилами в числе прочих мер предлагают исключить возможность единовременных крупных страховых выплат.
Разрабатывая новые методы в своей деятельности, страховщики готовятся в ближайшее время реализовать сервис возмещения убытка онлайн, когда через сайт можно будет сообщить о страховом случае, подать запрос на оценку ущерба с последующим получением страховой выплаты на банковскую карту. Также страховщики продолжают совершенствовать мобильное приложение для аварийных комиссаров с целью еще более оперативного реагирования на запросы клиентов.
Текст: Андрей Сафонов